Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Какие результаты интродукций чужеродных видов рыб в водоемы Узбекистана

В ХХ в. в водоемы республики вселили 47 видов рыб (целевым назначением - 23, случайно - 24) с Каспийского, Черного и Балтийского морей, с Кавказа, Европейской части России, озер Киргизстана, рыбхоза Казахстана, рек Дальнего Востока. В Аральское море вселили 10 видов рыб, в созданные водохранилища - 4, в рыбхозы - 31, в разнотипные водоемы - 1. В настоящее время 22 вида из вселенных рыб исчезли, малочисленными являются 7, обычными и даже многочисленными - 18 видов. Среди вселяемых рыб было 6 ценных промысловых, 18 промысловых и 23 малоценных или сорных рыб. Вселенцы в Аральское море не выжили из-за осолонения воды. В новых водоемах (пруды рыбхозов, новые водохранилища, озера-накопители дренажной воды) широко распространились вселенцы, которые имели какое-либо преимущество перед аборигенами, это представители дальневосточного фаунистического комплекса, которые вытеснилиряд местных мелких видоврыб.

 

 

Список видов рыб Узбекистана в естественном состоянии включает 44-49 видов [1, 2, 3]. Во второй половине ХХ в. ихтиофауна претерпела воздействие двух комплексных антропогенных факторов: крупномасштабное ирригационное строительство (создание водохранилищ, озер-накопителей дренажной воды, ирригационных и коллекторно-дренажных каналов) и вселение новых видов для повышения рыбопродуктивности вновь создаваемых водоемов (рыбоводных прудов, ирригационных водоемов). При вселении новых видов рыб и их адаптации к местным условиям был собран обширный материал по биологии вселенцев [4, 5 и др.]. Тем не менее существующие данные по результатам вселений и их воздействия на состав ихтиофауны водоемов республики в настоящее время отрывочны.
Цель работы заключалась в обобщении полученных результатов интродукций новых видов рыб в водоемы бассейна Аральского моря. При этом в работе приведены как литературные, так и многолетние собственные данные по видовому составу ихтиофауны бассейнов рек Узбекистана.
Анализ данных по интродукции показал, что первые вселения были проведены еще в 1920-х гг. для целей здравоохранения (гамбузию) - для борьбы с малярийным комаром. Все последующие вселения новых видов проводили для рыбохозяйственных целей, которые можно отнести к трем блокам, а именно: в осолоняющееся Аральское море; в создаваемые новые ирригационные водоемы; в создаваемое в республике прудовое рыбоводство.

Вселение рыбы в Аральское море


Вселение в Аральское море началось в 1920-х гг., когда с Каспийского моря завозили пузанка и севрюгу, которые так и не прижились. В 1950-х гг. завозили севрюгу (оплодотворенную икрой) и кефаль (молодь) с Каспийского моря, салаку (оплодотворенную икрой) с Балтийского моря. Севрюга прижилась, достигла половозрелости. Салака стала размножаться и вошла в промысел. Кефаль не прижилась. Вместе с кефалью случайно завезли каспийскую атерину и шесть видов бычков, из которых четыре вида распространились уже в впервые годы, в том числе, в южной части Арала (на территории Узбекистана) - бычки цуцик, песочник, бубырь, кругляк [6, 7]. Позже, в 1980-х гг., в Аральское море вселяли камбалу Глосса, которая хорошо стала размножаться. Однако по мере осолонения Арала виды-вселенцы и аборигенные виды стали исчезать, а отдельные виды выходили в дельту Амударьи и какое-то время попадали там в уловы.

Вселение рыбы в новые создаваемые ирригационные водоемы

Вселения в новые создаваемые ирригационные водоемы (водохранилища, каналы, озера-накопители дренажной воды) в целях увеличения и улучшения стад местных речных видов, из которых формировалась ихтиофауна. На основании биологических обоснований вселяли ценные виды. Так, в 1950-х гг. в Каттакурганское водохранилище и одновременно в рыбхоз «Дамачи» Ташкентской области завозили молодь карпа из алма-атинского рыбхоза и случайно еще завезли обыкновенного и балхашского окуней, одноцветного и пятнистого губача. Последние (губачи) в водохранилище не прижились, а балхашский (массовый в уловах) и обыкновенный окунь прижились и встречаются до настоящего времени.
С целью создания промысловой ихтиофауны и дальнейшей ее эксплуатации методами рыболовства в 1960-х гг. начинается вторичное расселение (целевых и случайных) вселенцев, когда практически все равнинные водоемы регулярно зарыбляют молодью культивируемых карповых рыб из рыбхозов, а также и дальневосточными вселенцами.
В предгорное Чарвакское водохранилище в 1980-х гг. вселили холодноводных рыб из горных озер Киргизии, имеющих рыбопитомники: севанскую форель с оз. Иссык-Куль и пелядь с оз. Сонкуль. Вместе с пелядью случайно вселили сибирскую ряпушку, сига-лудогу. Из рядом расположенного Таваксайского форелевого хозяйства завезли радужную форель. Все перечисленные вселенцы прижились, стали размножаться, но из-за физических барьеров они не расселились в другие районы горной части бассейна [8]. Однако радужная форель из оз. Сонкуль и других зарыбленных ею горных водоемов по руслу реки Нарын опускается до Наманганской области Узбекистана, где она стала обычной рыбой.

Развитие прудового рыбоводства и вселения рыб в аквакультуру

Развитие прудового рыбоводства и вселения в аквакультуру оказали самое большое воздействие на состав местной ихтиофауны. В 1950-х гг. в рыбхоз «Дамачи» вселили серебряного карася из Московской и линя из Алма-Атинской областей. Линь не прижился. В прудах не прижились и окуни, которых также завезли случайно с молодью карпа; одноцветный губач встречается в единичных экземплярах, а пятнистый губач прижился, дал вспышку численности, проник в среднее течение рек Чирчик, Ахангаран, канал Боз-Су (окрестности Ташкента) и стал там массовым [8, 9].
С начала 1960-х гг. наблюдается бурное развитие прудового рыбоводства республики на базе поликультуры карповых, для которого завезли несколькими партиями молодь белого толстолобика и белого амура в рыбхоз «Карамет-Нияз» Туркмении (бассейн Амударьи), а затем в Аккурганский рыбхоз Узбекистана (бассейн Сырдарьи) из Китая, России [4, 10]. Аккурганский рыбхоз стал флагманом рыбоводства бывшего СССР, при этом технологию прудовой поликультуры в условиях южной зоны бывшего Союза быстро тиражировали по всему бассейну Аральского моря. Искусственно получаемое потомство карповых рыб до сих пор в промышленных масштабах расселяют по рыбхозам республики и зарыбляют водохранилища и озера-накопители дренажной воды в равнинной зоне республики.
В это же время из Московского зоопарка в Аккурганский рыбхоз завезли партию молоди амурского змееголова и выпустили в один пруд. Змееголов, который для дыхания использует атмосферный воздух, смог легко расползтись по прудам рыбхоза, стал размножаться, проник в Сырдарью, а с молодью карповых рыб он был случайно развезен по всей республике, дал вспышку численности и стал промысловым видом.
Вместе с белым амуром и белым толстолобиком случайно завезли целый ряд видов китайского/дальневосточного фаунистического комплекса, включая промысловых (пестрого толстолобика, черного амура) и сорных рыб [11]. В первые годы после вселения в водоемах Ташкентской области отмечали желтощека, пестрого коня, черного амурского леща, китайского окуня, ротана [12], но далее они не прижились. Такие случайные вселенцы, как амурский лжепескарь, два вида востробрюшек, микроперкопс, малая псевдоразбора, риногобиус, глазчатый горчак, троегуб прижились, стали массовыми в прудах, а затем с молодью культивируемых карповых рыб много лет зарыбляются вплоть до настоящего времени по всем рыбхозам и ирригационным водоемам республики.
Белый амурский лещ первоначально (в 1960-х гг.) случайно был завезен в Туркмению, откуда со временем стал подниматься в среднее течение Амударьи (Узбекистан), а далее он проник в водоемы ирригационной системы Навоийской и Бухарской областей. После завоза дальневосточных видов рыб в р. Иль (Казахстан) была впервые отмечена медака, которая в 1990-х гг. по системе ирригационной сети проникла в среднее течение Сырдарьи и низовья Амударьи. Есть данные, что медака питается личинками комара, вследствие чего ее необоснованно искусственно расселяли в водоемах бассейна Сырдарьи в 1990-х гг., завозя ее из водоемов Казахстана [13].
В 1970-1980-х гг. провели ряд массовых вселений новых видов в рыбхозы Ташкентской области, в том числе в ЭППОРП «Балыкчи» (переименованный Аккурганский рыбхоз). Из России завезли североамериканские виды (канального сомика и три вида буффало) и сибирского осетра, радужную форель в Таваксайское форелевое хозяйство, из Юго-Восточной Азии - гибридную смесь белого толстолобика и толстолобика Гарманди (Hy-pophthalmichthys harmandi), которую называли «вьетнамским толстолобиком» [14]. В рыбхоз Сырдарьинской ТЭС завезли тиляпию. Случайных вселенцев удалось избежать. Три вида буффало и канального сомика стали искусственно воспроизводить, расселять по другим рыбхозам республики, далее они проникли в естественные водоемы, не смогли создать там воспроизводящиеся стада и практически исчезли из местной ихтиофауны. Тиляпия не смогла перезимовать в местных условиях. Работы с вьетнамским толстолобиком прекратили из-за отсутствия перспектив, и этот объект не прижился, а рыбхозы не стали переключаться в культивировании с карповых рыб на новые объекты.

Ошибочные определения видовой принадлежности вселенцев

Ряд случайных вселенцев первоначально были определены ошибочно, например, корейская востробрюшка (Hemiculter eigenmanni) [15], глазчатый горчак, а не амурский (Rhodeus sericeus) [16]. Одного из завезенных бычков именовали первоначально Hypseleotris swinhonis [10], позднее определили, что это Micropercus sinctus [17]. Традиционно считали, что была вселена гамбузия Gambusia affinis holbrooki, в настоящее время вид разделили два вида: G. affinis и G. holbrooki. Требует уточнения, оба ли вида обитают в водоемах республики или один.


Современное положение с интродукцией новых видов

Узбекистан подписал Конвенцию о биоразнообразии, а также принял законы, регламентирующие ввоз новых видов рыб, основная тенденция которых - не вселять новые виды в дикие условия, чтобы не подорвать биоразнообразие местной ихтиофауны, поэтому с 1991 г. вселений новых видов рыб не проводили. В отношении аквакультуры - завоз новых видов рыб должен гарантировать отсутствие возможного попадания их в дикие условия.

Обсуждение

В настоящее время список рыб Узбекистана в естественном состоянии включает 44-49 видов, а всего в водоемы вселили 47 видов рыб, из которых целевым назначением -23 вида, случайно - 24. Водоемами-донорами были Каспийское море (8 видов), Черное море (1), Балтийское море (1), водоемы Кавказа (2), Европейской части России (8), озера Кир-гизстана (4), прудовое хозяйство Казахстана (3), реки Дальнего Востока (20). При этом из европейской части России завезли 7 видов североамериканской ихтиофауны и 1 вид дальневосточный. С Кавказа - американских вселенцев - гамбузию. С Киргизии завезли сибирских сигов (3) и севанскую форель (которая уже в Иссык-Куле дала особую форму -гегаркуни) [18].

 

 


В Аральское море вселили 10 видов, в новые созданные водохранилища - 4 вида, в прудовые хозяйства - 31 вид, а также гамбузию вселяли в разнотипные водоемы. Из вселенных видов у 27 видов было вторичное расселение внутри бассейна, у 20 видов - не было. Воспроизводство в новых условиях отмечено у 31 вида, не отмечено - у 16. В настоящее время исчезли 22 вида из вселенных, малочисленны - 7, обычны и даже многочисленны - 18 видов. Среди вселяемых рыб было 6 ценных промысловых, 18 промысловых и 23 малоценных или сорных рыб. Ряд вселенцев не выжили, так как не нашли условий для размножения, не смогли противостоять прессу сложившейся ихтиофауны и исчезли в новых условиях (линь, кефаль, пестрый конь, желтощек, китайский окунь, ротан, три вида буффало, канальный сомик и др.). Ряд вселенцев (салака, севрюга, камбала Глосса, бычки с Каспийского моря) первоначально прижились в Аральском море, но по мере его осолонения исчезли. Данные по интродукции рыб представлены в табл. 1, 2 (кроме так называемого вьетнамского толстолобика (смесь двух видов), не достигшего половозрелости в изолированном Ташрыбопитомнике, он был полностью реализован в торговле).

Таблица 1

Оценка состояния целевой интродукции рыбы в водоемы Узбекистана

состояния целевой интродукции рыбы в водоемы Узбекистана

состояния целевой интродукции рыбы в водоемы Узбекистана


Таблица 2

Оценка состояния случайного вселения рыбы в водоемы Узбекистана

 состояния случайного вселения рыбы в водоемы Узбекистана

состояния случайного вселения рыбы в водоемы Узбекистана

Укажем случаи, когда вселенцы приживались. Во всех подобных случаях вселения проходили в новый водоем, в котором не было какой-либо устоявшейся местной фауны, например, в пруды рыбхозов (которые заливают весной), водохранилища, озера-накопители дренажной воды (табл. 1, 2).
Ряд вселенцев прижились в новом водоеме, но не распространяются в другие регионы из-за географического или экологического барьера (сиги и форели в Чарвакском водохранилище, пятнистый губач в окрестностях рыбхоза «Дамачи»).
Ряд вселенцев широко распространились по водоемам бассейна Аральского моря, причем это произошло один раз - в 1960-х гг. дальневосточных рыб завезли в пруды нового рыбхоза. Вторично их расселяли во вновь создаваемые пруды рыбхозов по всей республике и в новые ирригационные водоемы (т.е. условия этих водоемов были новыми как для вселенцев, так и для аборигенов). Широко распространились те вселенцы, которые имели какое-либо преимущество перед аборигенами. Ряд вселенцев освоили свободные экологические ниши (карась - из детритоядных рыб, белый и пестрый толстолобики -планктофагов, белый амур - растительноядных). Ряд видов китайского комплекса имели преимущества в воспроизводстве: забота о потомстве, раннее созревание, порционность созревания, высокая плодовитость (змееголов, троегуб, псевдоразбора, глазчатый горчак, риногобиус, востробрюшки, микроперкопс). В материнском регионе (водоемах Китая и реки Амур) эти вселенцы привыкли к гораздо более сильному прессу хищников. В итоге вселенцы оказались более конкурентоспособными и отрицательно повлияли на стада прежде массовых сорных местных видов. Так исчезли из среднего течения зеравшанский елец Leuciscus lehmanni, туркестанский пескарь Gobio gobio lepidolaemus, ташкентская верховодка Alburnoides oblongus. Сильно сократили ареал и остались только в предгорных водоемах сырдарьинский елец Leuciscus squaliusculus, аральская шиповка Cobitis au-rata aralensis, полосатая быстрянка Alburnoides taeniatus, голец Кушакевича Noemacheilus kuschakewitschi.

Список литературы

1. Никольский Г.В. Рыбы Аральского моря. М.: Изд-во МОИП, 1940. 215 с.
2. Берг Л.С. Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. Ч. 1-3. 1331 с.
3. Турдаков Ф.А. Рыбы Киргизии. Фрунзе: Изд-во АН КиргССР, 1963. 283 с.
4. Камилов Г. К. Рыбы и биологические основы рыбохозяйственного освоения водохранилищ Узбекистана. Ташкент: Фан, 1973. 235 с.
5. Kamilov G., Urchinov Zh.U. Fish and fisheries in Uzbekistan under the impact of irrigated agriculture. - In: T. Petr. Inland fisheries under the impact of irrigated agriculture: Central Asia, FAO Fisheries circular. N 894, Rome, FAO, 1995. P. 10-41.
6. Быков Н.Е. Новые данные об акклиматизации в Аральском море салаки и других видов рыб и их пищевые связи // Рыбные запасы Аральского моря и пути их рационального использования. Ташкент: Наука, 1964. С. 61-70.
7. Камилов Г.К. Определитель рыб Узбекистана. Ташкент: Ёш гвардия, 1964. 64 с.
8. Салихов Т.В., Камилов Б.Г. Ихтиофауна бассейна среднего течения Сырдарьи // Вопр. ихтиол. 1995. Т. 35. С. 229-235.
9. Камилов Г.К. Видовой состав малоценных и сорных рыб прудов прудхоза «Дама-щи» // Узбекский биол. журн. 1965. № 5. С. 64-68.
10. Алиев Д.С., Световидова А. А., Веригина И. А. Видовой состав рыб, завозимых вместе с белым амуром и толстолобиком из Китая // Материалы совещания по рыбохо-зяйственному освоению растительноядных рыб. Ашхабад: Изд-во АН ТССР, 1963. С. 178-180.
11. Борисова А.Т. Случайные вселенцы в водоемах Узбекистана // Вопр. ихтиол. 1972. Т. 12, вып. 1. С. 49-53.
12. Камилов Г.К., Борисова А.Т. Малоценные и сорные виды рыб прудхоза «Калган-Чирчик» // Позвоночные животные Средней Азии. Ташкент: Фан, 1966. С. 31-32.
13. Khurshut E.E., Mirabdullaev I.M. Chinese introduced fishes in water bodies of Uzbekistan // Чужеродные виды в Голарктике (Борок 2): тез. докл. М., 2005. С. 199.
14. Паюсова А.Н., Шубникова Н.Г. Морфометрические признаки и их связь с биохимическими маркерами у толстолобика из Вьетнама // Биол. науки. 1986. Т. 11. С. 82-88.
15. Васильева Е.Д., Козлова М.С. О таксономии востробрюшек рода Hemiculter (Cy-prinidae) Советского Союза // Вопр. ихтиол. 1988. Т. 28, вып. 6. С. 883-895.
16. Макеева А.П. Особенности развития нового в ихтиофауне СССР вида горчака -Rhodeus ocellatus ocellatus (Kner) // Вопр. ихтиол. 1976. Т. 16, вып. 5. С. 833-845.
17. Васильева Е.Д., Макеева А.П. Морфологические особенности и таксономия голо-вешковых рыб (Pisces, Eleotridae) фауны СССР // Зоолог. журн. 1988. Т. 67, вып. 8. С.1194-1204.
18. Камилов Б.Г., Салихов Т.В., Каримов Б.К. Вселения чужеродных видов рыб в водоемы Узбекистана // Теоретические и прикладные проблемы сохранения биоразнообразия животных Узбекистана: материалы республик. науч. конф. Ташкент, 2013. С. 67-71.

Юлдашов Мансур Арзикулович, кандидат биологических наук, заместитель директора по науке, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;

Камилов Бахтияр Ганиевич, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..