Аквакультура ракообразных и её экологический аспект.
Последние 20-30 лет мировая аквакультура активно развивается, неуклонно увеличивая свою долю в общем производстве гидробионтов. В области потребления происходит расширение спектра деликатесных видов гидробионтов (в том числе ракообразных). Мясо ракообразных является источником полноценного белка, жира, а также целого спектра необходимых человеческому организму микроэлементов и витаминов.
С экологической точки зрения важнейшей составляющей аквакультуры является воспроизводство водных биологических ресурсов и пополнение или даже восстановление численности их естественных популяций, а также снятие части промыслового пресса за счёт расширения объёмов товарного выращивания гидробионтов в аквакультуре. Наибольшее промысловое значение из представителей класса высших раков имеют десятиногиеракообразные (Decapoda) — обширный отряд, содержащий около 15 000 видов. Их доля в общем производстве мировой аквакультуры составляет около 23%. Что касается соотношения количества добытых и выращенных ракообразных, то аквакультура уже опережает мировой вылов на 400 тыс. тонни составляет 6,9 млн тонн, против 6,5 млн тонн. Таким образом, общий объем производства ракообразных в мире достигает 13,4 млн. тонн[8].
В качестве объектов аквакультуры в статистике ФАО упоминается 45 видов ракообразных: 26 видов креветок, 9 видов крабов, 7- речных раков и 3 – лангустов. В общем объёмеаквакультуры ракообразных речные раки занимают 10%, крабы – 15% и основной объем приходится на креветок – 75%. При этом ракообразные – группа гидробионтов, технологии выращивания которых в искусственных условиях находятся на стадии разработки и непрерывного совершенствования, а спектр их видов в аквакультуре постоянно расширяется.
Лидером аквакультурыракообразных безусловно является Китай, на долю которого приходится 58% объёмов выращивания. Это объясняется хорошими климатическими условиями, высокой численностью населения и соответствующим спросом, давними историческими традициями аквакультуры.
Более половины объёма выращивания занимает белоногая креветка, которая значительно опережает других представителей десятиногих раков. На втором месте – китайский мохнаторукий краб, а на третьем – красный болотный рак (табл. 1).
Таблица 1 - Объёмы выращивания основных видов десятиногих ракообразных
Все эти культивируемые виды теплолюбивы, - оптимумом для роста и развития составляет 26-30оС, обладают высокой скоростью роста, имеют широкий пищевой диапазон с предпочтением животного компонента в пище. Многие виды часть жизненного цикла проводят в морской или солоноватой воде.
Часто развитие личинок проходит в солёной воде, а рост молоди - в воде с более низкой солёностью или в пресных водоёмах.
Феноменальный рост производства в аквакультуребелоногой креветки наблюдается главным образом в Азиатском регионе с 2000 года, тогда как объем выращивания других видов креветок достаточно стабилен (рис. 1). Это объясняется сравнительно низким уровнем проявления агрессивности и каннибализма. Кроме того оказалось, чтоP. vannamei очень эффективно использует естественную кормовую базу водоёмов даже в условиях интенсивного культивирования. Затраты на кормление P. vannamei как правило ниже, чем для плотоядных тигровых креветок в связи с меньшей потребностью в белке (18-35% и 36-42% соответственно).В настоящее время проведение научных исследований с этой креветкой начато и в нашей стране – во ВНИРО.
Рисунок1. Динамика объёмов основных выращиваемых видов креветок
Серьёзным препятствием в развитии интенсивных форм аквакультуры ракообразных является каннибализм. В отличие от рыб рост тела ракообразных носит скачкообразный характер, так как они имеют наружный скелет – панцирь. По мере роста тело ракообразных увеличивается, панцирь становится тесен и особь его сбрасывает. Происходит так называемая линька – критический период в жизни особи.
После линьки в течение нескольких часов ракообразные не обладают жёстким панцирем и абсолютно беззащитны, являясь лёгкой добычей своих сородичей. Ситуация усугубляется тем, что линьки у особей происходят индивидуально, а не синхронно, повышая вероятность каннибализма, особенно при повышенных плотностях посадки ракообразных в индустриальных производственных условиях.
Если основными факторами, лимитирующими плотность посадки (а, следовательно, и продуктивность) при выращивании рыбы могут быть кислородный режим и уровень накопления выделяемых загрязняющих веществ, то при содержании ракообразных проблема каннибализма выходит на первый план и, в конечном счёте, определяет биопродукциюёмкостей и прудов.
В этой связи плотности посадки ракообразных (и, соответственно, биопродукция) в десятки раз ниже, чем в рыбоводных ёмкостях (0,5-2 кг/м³ против 100 кг/м³). Размещение специальных укрытий, структурирование пространства,направленные на снижение каннибализма,существенно снижают, но не могут полностью его исключить. Индивидуальное содержание является кардинальным решением проблемы. Однако это требует создания специального оборудования, а его обслуживание достаточно трудоёмко.
Перспективы развития аквакультуры ракообразных в нашей стране базируется на следующих предпосылках:
- депрессивное состояние природных популяций многочисленных морских видов, являющихся основой крупномасштабного промысла (в первую очередь камчатского краба), требующее разработки научно обоснованных методов разведения с целью восстановления их численности и биопродуктивности;
- сокращение запасов длиннопалого рака на огромных пространствах Евразии требует восстановления его численности методами аквакультуры в целях развития местного промысла, товарного культивирования, а также любительского лова;
- огромный не полностью удовлетворённый спрос на деликатесную продукцию из живых ракообразных для устойчивого обеспечения потребностей российского рынка и развитие курортной инфраструктуры.
Однако на сегодняшний день потребности рынка России в живых речных раках практически полностью покрываются за счёт их вылова в естественных водоёмах нашей страны и стран Таможенного Союза. Другие ракообразные (за редким исключением) в живом виде массово населению не реализуются, хотя на Дальнем Востоке живые крабы поставляются за рубеж. При этом общий допустимый улов в России всех морских ракообразных в 2017 году составлял более 121 тыс. тонн.
Всего в водоёмах России в 2017 году официально было разрешено осуществлять промышленную добычу речных раков в объёме около 530 тонн, наибольшее количество в Алтайском крае, Саратовской области и Красноярском крае (табл. 2). Статистические данные по аквакультуре речных раков в последние годы практически отсутствуют.
Надо признать, что аквакультура ракообразных в нашей стране на современном этапе имеет в первую очередь именно экологическую направленность.
Следует напомнить, что акклиматизация водных биоресурсов является одним из методов осуществления аквакультуры и ярким примером её осуществления может служить акклиматизация камчатского крабаParalithodescamtschaticus (Tilesius, 1815).
Таблица 2 - Разрешенныеобъемы вылова речных раков в России в 2017 году
В период с 1961 по 1969 гг. из Дальневосточного бассейна в Баренцево море было перевезено и выпущено около 10000 экземпляров молоди и 5000 экземпляров взрослых особей камчатского краба, в том числе самок с икрой. В настоящее время в Баренцевом и Норвежском морях сформировалась самовоспроизводящаяся популяция камчатского краба, которая позволила осуществлять промышленный промысел в объёме, сопоставимом со всем Дальним Востоком. В 2017 году общий допустимый улов камчатского краба в Баренцевом море составил более 38% (8510 тонн)от его общей величины в стране - 22 107 тонн.
Вместе с тем на Дальнем Востоке ситуация с промысловым запасом не достаточно стабильна, примером может служить Южная часть подзоны Приморье, где можно видеть его существенные колебания и соответствующие колебания общего допустимого улова (рис. 2).
Рисунок 2. Нестабильное состояние запасов камчатского краба на примере подзоны Приморье
В этой связи следует отметить большие и многоплановые работы лаборатории марикультуры беспозвоночных ФГБНУ «ВНИРО» по разработке технологии получения жизнестойкой молоди камчатского краба в искусственных условиях бассейновых комплексов для пополнения естественных популяций:
- разработаны рекомендации по содержанию и кормлению личинок и молоди краба в условиях бассейнов, методы оценки физиологического состояния самок краба при вылове и содержания в бассейнах;
- оптимизирована методика транспортировки производителей, молоди и личинок камчатского краба;
- апробированы основные составляющие технологического цикла для бассейнов на побережье Баренцева, Японского и Охотского морей;
- разработаны биотехнические нормативы и рекомендации по искусственному воспроизводству камчатского краба.
Для десятиногих ракообразных существует и отрицательный пример акклиматизации. Чтобы восстановить коммерческую ловлю раков, в 60-х годах прошлого века в Европу (Швецию и Финляндию) из Северной Америки завезли американских сигнальных раков (Pacifastacus leniusculus), занимающих схожую экологическую нишу в своей природной среде. Но слишком поздно было обнаружено, что эти раки сами являются носителями инфекции – рачьей чумы(которая для них, как правило, не летальна, в отличие от европейских видов), что привело к массовой гибели популяций нативных видов речных раков во всей Европе. На сегодняшний день американский сигнальный рак является самым распространённым инвазивным раком в Европе. Он встречается в 25 странах — от Финляндии и Великобритании до Испании и Грециии в некоторых водоёмахполностью вытеснил местных.
Другой экологический аспект аквакультурыракообразных связан с биотестированием. Известно, что речные раки обитают только в экологически чистых водоёмах, поэтому наряду с другими живыми организмами используются при биотестировании природных и сточных вод. Раков принято относить к числу высокочувствительных к токсичным веществам биотест-объектов. Измеряемыми параметрами при этом являются уровни активности и дыхания. Биотестирование является основным методом при разработке нормативов ПДК химических веществ, и, в конечном итоге, при оценке их опасности для окружающей среды и здоровья населения.
Например, есть информация, что узкопалый речной рак Astacusleptodactylus с 2006 г. используется в системах биомониторинга на водозаборах Санкт-Петербурга.
На протяжении многих десятилетий аквакультура ракообразных в СССР и России основывалась на разведении аборигенных речных видов раков, главным образом широкопалого Astacusastacus и узкопалого Astacusleptodactylus. Этой проблеме посвящены работы многих исследователей: И.В. Кучина, К.Н. Будникова, С.Я. Бродского, Я.М. Цукерзиса, Е.В. Колмыкова, В.П. Федотова, О.Я. Мицкевич, Н.Я. Черкашиной, Е.Н. Александровой и других.
Работы велись и с теплолюбивыми завозимыми видами, скорость роста которых в 2-3 раза выше отечественных видов. Отрабатывались технологии выращивания гигантской пресноводной креветки (Macrobrachium rossenbergii) в условиях тёплых вод [9, 10], в прудах Астраханской области [7, 11]и в установках с замкнутым водоиспользованием[2, 3, 4,5, 6].
В последние годы на территории России в качестве объекта аквакультуры появился австралийский красноклешнёвый ракCheraxquadricarinatus. Работы по отработке его выращивания в условиях юга России с использованием комбинированной технологии в бассейнах и прудах ведут в Астраханской области. Объём его выращивания пока не велик – 5 тонн в год, однако по имеющимся данным в настоящее время планируется строительство специального инкубационного цеха, который обеспечит получение молоди для выращивания 80 тонн этого рака, что в 4 раза превысит объём официально разрешённой добычи местных раков в регионе (21 тонна).
Отработка полноциклового товарного выращивания этого рака в бассейновых условиях интенсивно ведутся в лаборатории марикультуры беспозвоночных ВНИРО[1].
Поскольку перечисленные теплолюбивые виды не переносят зимних температур и гибнут при +16оС – опасность их бесконтрольного распространения в естественных водоёмах полностью исключена.
Таким образом, можно сказать, что аквакультура ракообразных сравнительно новое и динамично развивающееся направление мировой аквакультуры, имеющее хорошие перспективы как с экологической, так и продовольственной точек зрения, в том числе и в нашей стране.
Жигин А.В., Ковачева Н.П., Борисов Р.Р.
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии»,Федеральное агентство по рыболовству, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.